Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 1, выпуск 3 · Октябрь 2017 · ISSN 2541-8696




Отражение идей философии холизма в мировоззрении гомеопатов



  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

Summary: The article is devoted to the study of the concept of human health in homeopathy using scientific methods of cultural anthropology in combination with philosophical and sociological ones. The understanding of health in the homeopathic theory is analyzed from the point of view of the philosophy of holism. It is considered how the theoretical positions are manifested at the empirical level, as far as the ideas of holism are perceived and reflected in the world view of homeopathic physicians. The analysis of data from an expert survey of  homeopaths from different countries is presented.
Keywords: homeopathy, culrural antropology, holism

Аннотация: Статья посвящена исследованию концепции здоровья человека в гомеопатии с использованием научных методов культурной антропологии в сочетании с философскими и социологическими. Понимание здоровья в гомеопатической теории анализируется с точки зрения философии холизма. Рассматривается, как теоретические положения проявляются на эмпирическом уровне, насколько идеи холизма восприняты и отражены в мировоззрении врачей-гомеопатов. Представлен анализ данных экспертного опроса практикующих гомеопатов из разных стран.
Ключевые слова: гомеопатия, культурная антропология, холизм


©Зиновьева И.В. к.ф.н.

Аннотация: Статья посвящена исследованию концепции здоровья человека в гомеопатии с использованием научных методов культурной антропологии в сочетании с философскими и социологическими. Понимание здоровья в гомеопатической теории анализируется с точки зрения философии холизма. Рассматривается, как теоретические положения проявляются на эмпирическом уровне, насколько идеи холизма восприняты и отражены  в мировоззрении врачей-гомеопатов. Представлен анализ данных экспертного опроса практикующих гомеопатов из разных стран.

 

Сегодня мы наблюдаем становление новой междисциплинарной научной парадигмы. Достижения современной науки в таких областях как электроника, генетика, биофизика, нейробиология обогатили наши знания о человеке. Рассмотрение человека как единства физического (природного, телесного, биологического), ментального (психического) и духовного (смыслового, ценностного, культурно-этического) планов, а также единства человека с человечеством и природой находит обоснование в современной антропологии и философии холизма, которая в настоящее время развивается в общей теории систем и синергетике.

Несмотря на древность существования холистического подхода к пониманию мира и человека, научный термин холизм появился в начале 20 века, когда открытия электромагнитных полей Фарадеем и Максвеллом, а затем работа Энштейна, а также атомная модель Резерфорда создали условия, необходимые для смены механистической научной парадигмы. Так возникло новое философское направление - холизм (от греческого «холон» - «целостность») – учение о целостной взаимосвязи материального и духовного, о постоянном обновлении и развитии всех видов живой материи, направляемых фактором целостности  (Я. Смэтс, А. Бергсон, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Дж. С. Холдейн, А. Мейер-Абих, А. Ломан, Э. Гуссерль, Н.Н.Моисеев, П.К.Анохин, и др.). В России идеи связи человека с планетарными процессами и мирозданием развивались в философии «русского космизма», виднейшими представителями которого являются К.Э. Циалковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н. Бердяев.

Современные холистические концепции живых существ и их свойств основаны на таких понятиях как семиозис* и автопоэзис**, эмерджентная реальность*** [9]. Они предлагаю подход, который рассматривает живой организм не как объект, а как сложную структуру, непрерывно модифицирующуюся и обеспечивающую обмен информацией с внутренней и внешней средой.

Изучение концепций здоровья в различных культурах и медицинских теориях может существенно обогатить понимание человека в его взаимосвязи с миром, а также изучение  самого феномена здоровья, поскольку именно в этих вопросах прослеживается связь теории и философии метода с практикой: ведь именно здоровье является исходной точкой и определяет направление для излечения. И от того, насколько тщательно разработано представление о здоровье в медицинском методе зависит сам успех исцеления.

С другой стороны, изучение в рамках системного подхода воззрений, присущих традиционным и современным альтернативным медицинским методам, в частности, гомеопатии, позволяет объяснить многие феномены с точки зрения современной науки и приблизиться к  практическому пониманию места этих методов в современной медицине.

Общепринято считать, что в гомеопатии существует глубоко проработанная концепция здоровья, основанная на идеях холизма. Проблема видится в том, что холизм не вписывается в наше обыденное мировоззрение. Он требует иной, отличной от общепринятой, парадигмы. Следовательно, чтобы стать частью натуры врача, холизм должен повлиять на его мировоззрение и отразиться в нем. Поэтому в данной статье предлагается рассмотреть, насколько мировоззрение гомеопатов готово воспринимать идеи философии холизма и как проявляются на эмпирическом уровне теоретические положения гомеопатии.

Исследование основано на анализе данных экспертного опроса гомеопатов. Опрос был проведен в марте-апреле 2017 года в письменной форме в виде анкеты, содержащей закрытые и открытые вопросы. В опросе участвовали 23 гомеопата из России, а также 11 из других стран - Индии, Бельгии, Сербии, Германии, Канады, США. Большинство опрошенных экспертов практикуют классическую гомеопатию (97%). Высшее медицинское образование имеют 80%. Возраст участников от 32 до 74 лет, стаж в гомеопатии от 3 до 56 лет.

Предметом данного исследования являются вопросы, которые должна содержать концепция здоровья человека в рамках системного подхода:

- что такое быть здоровым (то есть, что включает это понятие, как измеряется, что влияет на здоровье);

- для чего быть здоровым;

- как сохранять здоровье (то есть, что делать, чтобы оставаться здоровым).

Что такое быть здоровым?

С точки зрения синергетики, существует макромир, частицами которого являются микромиры, взаимосвязанные между собой и с макромиром. Человек – это микромир, который представляет собой нелинейную систему, обладает всеми признаками и свойствами системы и имеет сложную информационно-энергетическую функцию. Такой подход позволяет помещать человека в единый пространственно-временной континуум, где, как писал М.Бахтин, во взаимопроникающем единстве существуют мир «пространственный с его ценностным центром - живым телом, временной с его центром — душою и, наконец, смысловой», центр которого – дух [2: 165].

Для гомеопатии системный подход имеет экспериментальное обоснование в биосемиотике, изучающей происхождение и развитие знаковых систем в живых организмах. В частности, авторы «теории телесных знаков» М. Бастид и А. Лагаш, изучающие закон подобия в сверх-разведенных растворах, говорят о важности рассмотрения живых организмов, как сложных автопоэтических систем, которые самореконструируют себя в процессе всей жизни [14: 12]. 

Таким образом, в рамках заданной парадигмы – философии холизма - человека  следует  рассматривать как открытую автопоэтическую систему, которая имеет свои особые системные свойства. В гомеопатии такое особое свойство названо «жизненной силой» [5] или в современной терминологии - «энергетический комплекс организма» [3]. Это надсистемное понятие, которое в уплощенном виде принято рассматривать как витализм, но в холистическом подходе это феномен, который делает человека не набором органов и функций, а цельной биологической системой.  Тогда холистическим мы будем считать такое понимание здоровья, которое охватывает телесный, психический, а также духовный уровни человека.

Рассмотрим, как различные определения здоровья, воспринимаются гомеопатами - участниками опроса. Для этого были предложены различные известные формулировки, которые нужно было распределить по степени важности.

Из определений здоровья, известных в гомеопатической теории, в опросе было использовано выражение Дж. Витулкаса: «здоровье – это свобода от боли в физическом теле, состояние благополучия; свобода от страсти на эмоциональном плане, выражающаяся в динамическом состоянии безмятежности и невозмутимости; и свобода от эгоизма в ментальной сфере, выражающаяся в полном единении с Истиной» [3: 67]. 73% участников опроса отметили такую формулировку как «важную» для понимания здоровья.

Аналогичную оценку (73%) получило общепринятое в конвенциональной медицине определение здоровья человека, закрепленное в Преамбуле к Уставу ВОЗ. Внешне оно  выглядит схожим: «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Однако определении здоровья, предложенное ВОЗ, отражает не холистический, а комплексный подход. При таком подходе мы не получаем ответа на сложные вопросы: о целостном функционировании организма, о взаимодействии организма с окружающей средой, о взаимоотношении здоровья и болезни.

Поэтому существенно, что эксперты, участвующие в опросе, посчитали важным дополнить эти определения формулировками, характеризующими здоровье не только в статике, но и в динамике:

·         здоровье – это состояние равновесия всех систем организма человека – 83%;

·         здоровье – это состояние равновесия организма с окружающей средой – 76%.

Необходимо отметить, что поскольку в гомеопатии важную роль играет индивидуализация, то вопросы о равновесии организма и адаптации, способность к которой индивидуальна, обретают здесь практическую направленность и особый смысл в рамках теории систем.

Биомедицинские формулировки, признают важными меньшее число гомеопатов:

·         здоровье – это возможность организма сопротивляться вредоносным факторам – 64%;

·         здоровье – это отсутствие болезней и физических дефектов – 20%.

Таким образом, в определении здоровья гомеопатам присущи целостное восприятие человека (здоровье на всех уровнях - физическом, психическом и духовном), а также взгляд на здоровье как динамический  процесс.

Концепция здоровья является целостной, если она содержит соответствующие измерения, то есть показатели здоровья. Такие измерения представляют особенную ценность, когда они подтверждаются практикой, клиническим опытом. Вот почему в этом вопросе нам важнее всего было мнение экспертов.

Поскольку здоровье понимается как динамический процесс, наличие энергии – это необходимое условие жизни вообще, а также поддержания жизни в равновесии, то есть в здоровом состоянии. Гомеопаты, придающие большое значение энергии в человеческом организме, в большинстве своем отметили, что одним из показателей здоровья является наличие энергии (80%). Ощущение отсутствия энергии само по себе является признаком ослабления здоровья. В клиническом опыте любого гомеопата найдется множество историй, в которых пациенты жалуются на отсутствие энергии, усталость, апатию после длительного лечения антибиотиками, после травмы, физической или эмоциональной.

Следующие по значимости показатели здоровья с точки зрения участников экспертного опроса – самооценка себя как здорового, его выбрали 40%, а также удовлетворенность жизнью в целом как признак здоровья отметили 30%. Эти показатели характеризуют субъективные ощущения человека себя как здорового. Позиция гомеопатов в этом вопросе вполне объяснима: в гомеопатической науке принцип индивидуализации, являющийся одним из основополагающих, связан с учением об ощущениях. В параграфах 9 и 10 «Органона» Ганеман указывает на то, что жизненная сила сохраняет в гармонии как функции организма, так и управляет ощущениями. Таким образом, показателем здоровья считается, во-первых, отсутствие функциональных нарушений в организме человека, а во-вторых, самооценка себя как здорового, то есть данность в ощущениях. В теоретических работах гомеопатов вопросу единства психического ощущения здоровья и телесного (физического, функционального) уделяется  достаточно внимания.

К этому можно добавить и культурологический взгляд на причины популярности таких методов лечения, как гомеопатия. Если обратиться к истории, то две ветви медицины – витализм и материализм – уживались как минимум в европейской традиции как минимум с древних греков. Но речь идет не об исторической традиции, а о присущей, по-видимому, некоторым людям потребности в такой медицинской реальности, где есть место субъективным переживаниям здоровья/нездоровья. В настоящее время гомеопатия стала реальностью для части образованных людей с таким взглядом на жизнь. Именно они и делают осознанный выбор гомеопатии как метода лечения.

Часть гомеопатов, участвовавших в опросе (23%), обратила внимание на способность адаптироваться к окружающей среде как показатель здоровья. Это иллюстрирует полноту холистического сознания у этих экспертов, так как одной из характеристик любой системы живого организма является его способность к самоорганизации и сохранению равновесия при контакте с другими системами, в данном случае с окружающей средой.

Поведенческий фактор - действия по сохранению здоровья – 20% экспертов отметили как важный показатель здоровья. Собственно, этот аспект не является непосредственной частью гомеопатической теории, однако он занимает центральное место в современном видении здоровья в целом, и привнесен из экзистенциальной психологии через идею индивидуализации как процесса развития личности [12]. Так, согласно А. Маслоу, самоактуализация – это овладение способностью сонастраиваться со своей собственной внутренней природой, что и обеспечивает оптимум функционирования и здоровья человека – как телесного, так и психологического, и духовного [8: 352].

Для чего быть здоровым?

Еще она важнейшая составляющая концепции здоровья – это ответ на вопрос «для чего человеку необходимо здоровье?». В параграфе 9 «Органона» Ганеман утверждает, что наш «наделенный рассудком дух может свободно распоряжаться этим живым, здоровым инструментом для высших целей нашего существования». Что подразумевается под высшей целью существования, на этот вопрос нет однозначного решения. Одни исследователи считают, что это возможность человека развиваться индивидуально и вносить что-то значимое в общество [7: 1236]. Другие считают, что это «свобода от эгоизма и единение с Истиной» [3: 67] или смирение и любовь в жизни на Земле [11: 36-37].

А как решили вопрос эксперты? С социальным фактором согласились 46% опрошенных гомеопатов. Они ответили, что здоровье необходимо для того, чтобы быть значимым для общества. И практически столько же респондентов (43%) согласны, что здоровье необходимо для того, чтобы не быть обузой для детей и внуков.

Гораздо важнее с точки зрения участников опроса необходимость здоровья для процесса индивидуализации:

·         здоровье дает возможности для творчества - 83%;

·         здоровье необходимо, чтобы жить полноценной жизнью – 86%.

Некоторые участники предложили свои варианты ответа на вопрос, для чего необходимо здоровье. Они также связаны с личностной реализацией и отражают  личные ценностные установки (сохранены формулировки авторов):

·         здоровье освобождает человека от необходимости стремиться к успеху как цели  своего существования;

·         здоровье помогает нам действительно осознать, кто мы, почему мы попали на Землю в определенное время и в определенном месте.

Физиологические аспекты здоровья меньше половины экспертов отметили как необходимые. Положительно ответили на следующие вопросы:

·         здоровье необходимо, чтобы не испытывать страданий – 45%;

·         здоровье напрямую связано с продолжительностью жизни – 43%.

Как бы разные авторы и практикующие гомеопаты не решали этот вопрос, для них важно одно: духовное, ментальное и физическое здоровье является необходимым условием гармоничного существования человека, противостояния энтропии.

Как сохранять здоровье?

Прежде чем ответить на вопрос как сохранять здоровье, следует понять, что мы подразумеваем под сохранением здоровья. Здесь мы непременно сталкиваемся с проблемой, что является первейшей целью медицинской науки – открытие естественных законов природы для поддержания здоровья и обучение им людей или же лечение, восстановление здоровья? За какой из мифологических дочерей Асклепия последовать врачу – за Гигиеей или за Панацеей?

Холистический подход снимает напряженность этой проблемы. Поскольку здоровье рассматривается как динамическое состояние, оно постоянно изменяется, может становиться болезнью. По сути, здоровье и болезнь в холизме не противопоставляются: они постоянно сменяют друг друга, перетекают друг в друга. С точки зрения биологии это вполне объяснимо: для сохранения вида болезнь – это способ приспособления к окружающей среде, который делает вид сильнее. С точки зрения отдельного человека, не только здоровье, но и болезнь – это процесс развития и становления личности, в результате которого организм обретает новую форму.

Мифологические традиции подтверждают, что для получения доступа к новым энергиям, требуется жертва, разрушение старых паттернов, и каждый акт разрушения пробуждает рождение и творение. Поэтому экзистенциальный смысл болезни в мифологии – это маленькое умирание, которому для возрождения требуется жертва.

Такое единство здоровья и болезни проявляется в гомеопатии в законе подобия, согласно которому одно и то же вещество может вызывать болезнь (в прувингах на здоровых людях) и здоровье (в процессе лечения пациентов). Закон исцеления в гомеопатии также иллюстрирует неразделимость здоровья и болезни. У пациента могут возникать различные симптомы на пути к избавлению от болезни – повышение температуры тела, кожная сыпь, отек слизистых – которые можно расценивать как символические жертвы, необходимые для перехода на новый уровень здоровья. 

Итак, что влияет на здоровье, что может вызвать заболевание? Причины заболевания и факторы, нарушающие равновесие – это одно и то же? В гомеопатии нет: существует четкое различение внешнего воздействия на систему и внутренние причины – восприимчивость, предрасположенность (генетическая, миазматическая).

В ответах на вопросы анкеты эксперты также различают внутренние и внешние факторы, влияющие на здоровье человека. К наиболее важным внутренним факторам участники опроса отнесли те, которые характеризуют врожденную способность жизненной силы человека поддерживать организм в здоровом состоянии:  

·     уровень здоровья [4]  – 83%;

·     наследственность – 66%;

а также личностные характеристики: 

·     внутренний мир человека – 87%;

·     характер пациента – 47%,

·     этническая принадлежность – 13%.

       Обращает на себя внимание ответ на вопрос, связывают ли гомеопаты здоровье с этнической принадлежностью. Здесь мнения участников разделились: 50% считают этот фактор абсолютно не связанным со здоровьем, 37%  сочли его не очень важным, и только 13% отметили его как важный фактор. Между тем, данные генетики дают нам обширный материал о генетических особенностях различных этносов и рас, оказывающих влияние на предрасположенность человека к заболеваниям, и это следует учитывать в прогнозе при гомеопатическом лечении. Кроме того, данные медицинской антропологии представляют материалы о культурно-этнической среде, влияющей на представления о здоровье человека, которые, несомненно, выражаются в поведенческих моделях, и их также следовало бы иметь в виду при оценке симптомов.

Далее экспертам – участникам опроса – было предложено определить внешние факторы, существенно влияющие на здоровье, и зависящие от выбора самого человека. Здесь положительные ответы распределись следующим образом:

·         образ жизни человека в целом – 96%; характер питания – 100%;

·         семейное благополучие – 66%;

·         отсутствие бережного отношения к своему здоровью – 63%;

·         уровень просвещенности в вопросах здоровья – 66% (и низкий уровень образования в целом 46%);

·         выбранный метод лечения – 80%; самолечение, доступность лекарств, несвоевременное обращение к врачу – 60%; ориентация населения на технологичные методы в медицине в ущерб здоровому образу жизни – 66%;

·         семейные традиции – 53%; религиозные убеждения – 26%.

Кроме того, среди внешних факторов, влияющих на состояние здоровья человека, можно выделить еще одну группу - это проблемы планетарного масштаба, а также социальные факторы, на которые невозможно повлиять отдельному человеку:

·         плохая экология - его как наиболее важный отметили 83%;

·         социальная незащищенность, бедность, нищета – 73%;

·         здоровье общества – 63%

·         качество медицинской помощи – 53%.

Особое внимание хотелось бы обратить на вопрос о здоровье общества как факторе здоровья отдельного человека. Системное видение предполагает рассматривать человека как часть человечества в целом. Следовательно, здоровье человека связано со здоровьем человечества в целом. Это проявляется как на уровне физического тела и связано с сохранением вида, так и в области духовного здоровья.

В философских трудах гомеопатов 19 века (К.Геринга, Ч. Хемпеля, Дж.Т.Кента)   есть много рассуждений о том, что конечной целью гомеопатии является восстановление человеческого рода в гармонии с природой и духом [13]. Размышляя о глубоких аспектах генезиса заболеваний, в рамках теории хронических болезней Ганемана, Дж.Т.Кент говорит, что именно духовная болезнь человечества, которая привела к изгнанию из архетипического Рая (Эдема), послужила основой восприимчивости к физическим заболеваниям. Изначально люди, как и все живые организмы на Земле, были здоровы физически и духовно. Соответственно, восстановление духовного здоровья отдельного человека, так и всего человечества - непременное условие физического здоровья [6].

Что конкретно должен делать человек для поддержания здоровья? Для того, чтобы получить наиболее полную картину, респондентам этот вопрос был задан в открытой форме. Совокупным ответом стали рекомендации, которые затрагивают все уровни человеческого организма – физический, ментальный и духовный. Врачи-гомеопаты считают, что для сохранения здоровья необходимы следующие действия (в расшифровках ответов сохранены оригинальные формулировки):  

·     забота о разумном образе жизни: здоровое питание, физическая активность, достаточный отдых, сон, здоровые сексуальные отношения, учет экологических факторов (избегание химических веществ и токсической нагрузки, жить за городом), избегание эмоциональных стрессов, заниматься любимым делом, соблюдать нравственные законы (жить в любви, уметь прощать);

·      доступ к надлежащему медицинскому обслуживанию при острых и хронических заболеваниях, которые поддерживают иммунную функцию и здоровую адаптацию, и сводит к минимуму восприимчивость и ограничения. В других формулировках вопрос медицинского обеспечения решался однозначно: «лечиться гомеопатией» назвали необходимым условием поддержания здоровья 17% опрошенных;

·     рефлексивное и подлинное взаимодействие с самим собой: свобода от делюзий, не жить согласно ожиданиям других людей, избегать внутренних конфликтов (жить в согласии с собой), быть счастливым, прислушиваться к себе, позитивное мышление, контроль сознания, «больше доверять сердцу, чем сознанию», целеполагание, жить осознанно, а не автопилоте, осознавать себя ценным и важным человеком. 

Интересно, что из всех участников опроса, только один человек (гомеопат из США) обратил особенное внимание на то, что все рекомендации по сохранению здоровья должны приниматься в контексте личности и ее обстоятельств: «когда я работал добровольцем в Гаити, хорошее здоровье означало найти достаточно еды, чтобы поесть в этот день, что очень отличается от задач обычного человека в Сан-Франциско, который для сохранения здоровья выбирает сбалансированную органическую пищу».

В целом, несмотря на то, что в представление гомеопатов о факторах, необходимых для поддержания здоровья человека, носит масштабный характер, обращает на себя внимание, что в основном это общие рекомендации, существенно не отличающиеся от рекомендаций и представлений других медицинских систем.

Между тем, гомеопаты могут использовать на практике свои специфические знания о человеке, такие, как знания об общих симптомах человека, и индивидуализировать рекомендации по сохранению здоровья. Поскольку общие симптомы человека характеризуют в гомеопатии его способность адаптироваться к окружающей среде - к температуре, сезонным изменениям в природе, к пище, к определенному климату - эти данные могут оказаться важными для выработки рекомендаций по образу жизни, которые гомеопат составляет для пациента. Однако на практике пациент редко получает от гомеопата подобные рекомендации. Сегодня это зависит от личного опыта гомеопата и его убеждений, тогда как могло бы стать частью общепринятой практики.

Еще большие возможности дают гомеопату знания о так называемой миазматической предрасположенности пациента, особенно в свете новых современных наук, таких как эпигенетика. Сегодня все большее распространение получает идея превентивной медицины, основанной на индивидуальном геноме человека, задача которой предотвратить или обнаружить на ранних стадиях возможные заболевания с учетом его генетической предрасположенности.

Гомеопатия может занять здесь свою определенную нишу, используя знания о миазматической предрасположенности пациента как для его лечения, так и для профилактики возможных заболеваний. Гомеопат во время лечения может не только снижать миазматическую нагрузку, но и предотвращать многие заболевания, обучая пациента управлению здоровьем с учетом его индивидуальных особенностей и генетической (миазматической) предрасположенности.

Гомеопаты имеют в своем арсенале специфические инструменты, позволяющие обучать пациентов осознанному здоровьесбережению, учитывающему их восприимчивость и предрасположенность. Но такой подход требует расширения границ гомеопатии и интеграции в гомеопатическую концепцию здоровья не только знаний из биомедицины, физиологии, но из других холистических медицинских практик, таких как нутрициология, психосоматика, акупунктура, остеопатия и т.д.

Еще один важный вопрос – проблема ответственности за здоровье. Вопрос ответственности напрямую связан с вопросами этики и отношением к пациенту как личности, а также с вопросами заботы. В гомеопатии сам метод предполагает взгляд на пациента как на личность, на равный субъект. Следовательно, ответственность за здоровье человека разделяют пациент и врач-гомеопат. С проблемой ответственности пациента в анкете был связан вопрос о том, влияет ли поведение людей на сохранение здоровья. С тем, что отсутствие бережного отношения к здоровью является негативным фактором, согласились 63% гомеопатов.

Итак, данные проведенного экспертного опроса, позволяют говорить, что гомеопаты-практики обладают целостным мировоззрением и до конца осмысленным представлением о здоровье человека, в котором отражены идеи философии холизма. Между тем, опрос выявил, что врачи гомеопаты на индивидуальном уровне переживают некоторые сложности в осмыслении концепции здоровья. Особенно это проявляется в открытых вопросах – в них заметно преобладание общепринятых широко распространенных формулировок, нежели отражение специфики гомеопатического метода. Возможно, это связано еще и с тем, что не все вопросы, касающиеся здоровья, проработаны в гомеопатии на современном теоретическом уровне.

Холизм для того, чтобы стать частью мировоззрения должен быть понят и усвоен в сознании врача и, что очень важно -  пациента, а для этого необходимы ресурсы: время, усилия и целенаправленное образование. Поэтому хотелось бы видеть продолжение такого исследования в рамках медицинской антропологии: подобный опрос следует провести среди пациентов гомеопатов, чтобы иметь представление, насколько они готовы воспринимать подход к здоровью, принятый в гомеопатии. Без этого вряд ли возможно реализовать на практике холистическую модель исцеления.

В целом, можно говорить о том, что концепция здоровья человека в гомеопатии полностью соответствует  холистическому пониманию человека и его здоровья, принятому в теории систем и синергетике. Следовательно, дальнейшее изучение теории гомеопатии в рамках этой научной парадигмы представляется оправданным и целесообразным. Возможно, со временем это поможет создать интеллектуальную среду для нового понимания мира. И в такую парадигму хорошо может вписаться гомеопатия, которая как раз и представляет собой тот симбиоз рационализма и витализма, на котором основана философия холизма.


Примечания:

* Семиозис представляет собой процесс, в котором нечто функционирует в качестве знака. Термин «семиозис» впервые был использован, по-видимому, греческим врачом Галеном (139–199 годы), который называл семиозисом интерпретацию симптомов болезни. 

**Аутопоэз — термин, введенный в начале 1970-х годов чилийскими учёными нейробиологами У.Матураной и Ф.Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.

*** Эмерджентность – наличие у сложных систем особых свойств, не присущих его отдельным элементам или сумме элементов. 



1.  Ахмедзянов, К.Г. Человек как многоуровневая система в ракурсе психосоматической медицины. Вестник Тюменского государственного университета. 2006 г. №2.

2.  Бахтин, М.М. (1979) Эстетика словесного творчества, М.: Искусство. 

3.  Витулкас, Дж. (1997) Новая модель здоровья и болезни, М.: Издательская группа «АРиНА».

4.  Витулкас, Дж., Вунсел, Э. ван (2012) Уровни здоровья. Практическое применение и случаи, М.: Гомеопатическая Медицина.

5.  Ганеман, С. (1992) Органон врачебного искусства, М.: Атлас.

6.  Кент, Дж.Т. (1997) Лекции по философии гомеопатии, М.: Гомеопатическая Медицина

7.  Маджуга, А.Г., Сабекия, Р.Б. Онтология здоровья: холистический подход. Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №4

8.  Маслоу, А. (1999) Мотивация и личность СПб.: Питер.

9.  Матурана, У., Варела, Ф. (2001) Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция.

10. Схеппер, Л.де (2011) Перечитывая Ганемана. Учебник классической гомеопатии для профессионалов, Новосибирск: Гомеопатическая книга.

11. Схеппер, Л.де (2013) Путеводитель по собственному здоровью, Новосибирск: Гомеопатическая книга.

12. Юнг, К.Г. (1999) Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное, М.: ПРИОР.  

13. Bhatia, M (2008) Lectures on Organon of Medicine – Vital Force in Health Understanding Aphorism Nine & Ten. (http://hpathy.com/organon-philosophy/lectures-on-organon-of-medicine-vital-force-in-health-understanding-aphorism-nine-ten) (04.2008).

14. Bonamin, L. V., Lagache, A. et al. (2008) Research on Ultra-dilutions and the Theory of Corporeal Signifiers: The Follow Up, Signals and Images: Contributions and Contradictions about High Dilution Research. Springer Science + Business Media B.V, p.3-28.

15. Dubos, R. (1971) Mirage of Health, New York: Harper & Row.

16. Sulmasy, D.P. (2007) The Rebirth of the Clinic: An Introduction to Spirituality in Health Care, Whashington, D.C.: Georgetown University Press.

17. Ullman, D. (2007) The homeopathic revolution: Why famous people and culturalheroes choose homeopathy, Berkeley, California: North Atlantic Books.

18.  Weil, A.T. (2004) Health and Healing: The Philosophy of Integrative Medicine and Optimum Health. NY: Houghton Mifflin Harcourt.

19. Whitmont, E.C. (1996) The Alchemy of Healing: Psyche and Soma, Berkeley, California: North Atlantic Books.



← Весь выпуск