Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 3, выпуск 2 · Июнь 2019 · ISSN 2541-8696




Случай фиброзного остита



  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

Deutsche Zeitschrift fur Homöopathie, 1932, november, p 254-256
Von San.-Rat Dr. Reinhard Oemisch

11-летний стройный светловолосый мальчик, до последнего времени стабильно  здоровый , заболел внезапно с температурой до 38,8 гр. Он жаловался на боли в области правого тазобедренного сустава, из-за которых любое  движение было невозможно. Приглашенный детский врач поставил диагноз остеомиелит и посоветовал скорейшую операцию. Рентген не дал  ничего определенного. Родственники не могли решиться на операцию и через 3 дня позвали меня.

11-летний стройный светловолосый мальчик, до последнего времени стабильно  здоровый , заболел внезапно с температурой до 38,8 гр. Он жаловался на боли в области правого тазобедренного сустава, из-за которых любое  движение было невозможно. Приглашенный детский врач поставил диагноз остеомиелит и посоветовал скорейшую операцию. Рентген не дал  ничего определенного. Родственники не могли решиться на операцию и через 3 дня позвали меня. Я нашел мальчика  выглядящим неплохо , несмотря на температуру.

  Он находился в полусидячем положении, на спине с подтянутым  правым коленом. Положение на правом боку было невозможно; так же и вытягивание колена, хотя и не имело признаков заболевания,  было возможно только в узких границах без болезненных проявлений. Я тоже не смог поставить какого-то определенного диагноза.  Поэтому лечение было назначено чисто симптоматическое. Я дал Апис, потом Бриония, потом Ледум. 26 июня температура поднялась до 39,5 гр., что побудило меня дать ему 1 дозу Туберкулинум 100, после этого Ацидум фосфорикум 003. Сразу же я порекомендовал новое просвечивание (см.картина 1). В последующие дни температура медленно снижалась, подвижность увеличилась. При  ходьбе мальчик ступал очень осторожно и не мог вытягивать вперед ногу. Каустикум 006. 7 июля температура вновь поднялась до 38,1 гр., пропала через 2 дня и вернулась вновь на 2 дня 11 июля. Пульсатилла 003, затем Кальк.фосф.003.

Сообщение заведующего  детской поликлиникой от 20.07: «По моему заключению  у постели больного (27.6 этого года)  высока вероятность остеомиелита шейки бедренной кости, а рентгеновский снимок однозначно позволил различить четкий очаг величиной с орех в области шейки бедра. Течение в любом случае крайне необычное. Подобная  локализация сопровождается тяжелыми болями и имеет высокую раннюю смертность, а в этом случае уже в первые дни начала болезни проявилось явное улучшение. Мне трудно предположить, что  произошло спонтанное излечение, вопреки сохраняющемуся до сих пор отсутствию лихорадки, так как секвестр вряд ли мог полностью резорбироваться. Ситуация представляется мне устрашающей, так как процесс по рентгеновскому снимку распространился до линии эпифиза и охватил почти  весь диаметр шейки бедра. Я бы предостерег от вставания или  переворачивания.»

6.08 температура вновь поднялась до 38 гр. Фосфор 006. До 8.08 температуры не было. Движения становились постепенно более свободными, так что я позволил мальчику вновь посещать школу, но строго предостерег его от прыжков и бега. Его состояние долго оставалось хорошим.

16.10 я послал его на рентген (см карт.2). Через несколько дней я получил от заведующего детской поликлиникой следующее сообщение: «Диагноз остеомиелит по второму снимку не подтвердился, речь идет о фиброзном остите, с этим диагнозом хорошо согласуется течение  заболевания, которое не вполне соответствует  течению остеомиелита. К сожалению, рентгеновский снимок показывает наряду с образованием новых толстых костных балок безнадежно большие и маленькие полости (кисты), которые в случае их увеличения  несут в себе опасность переломов шейки бедра или как минимум снижения прочности; из этого следует, что мальчика пока нельзя ни в коем случае рассматривать как выздоровевшего. Из-за сложной локализации вопрос об активном  хирургическом лечении не стоит. Поэтому я согласен с предложением  хирургов о постельном режиме с фиксацией в отведенном положении и внутрь; вигантол и кальций.»

После того, как точный диагноз был подтвержден на рентгенограмме , я с еще большим энтузиазмом  продолжил лечение. 23.10 я предписал Mater Perlarum 005, принимать   ежедневно по 1 разу в день в течение недели.

Мальчик ходил в школу и чувствовал себя длительное время хорошо. Ограничение движения более не подтверждалось.

3 мая 1932г. юноша был еще раз обследован (см.картина 3). На сей раз результат звучал так: «Отчетливо видна остаточная полость, в остальном прочность шейки бедра очевидно восстановлена посредством мощных заново появившихся костных балок, так что опасности перелома более нет.

Наблюдение представляет чрезвычайный интерес, если мы правы с диагнозом фиброзный остит, а обзор всей доступной мне литературы подтверждает его, так как это первый случай, который был вылечен без хирургического вмешательства с  удалением  очага  или еще большими вмешательствами и  без возникающего  при этом спонтанного перелома. Вследствие этого,  для меня было бы чрезвычайно важно, если бы вы были так добры сообщить мне о ваших методах лечения......» Проф.доктор Гёбель.

***

Оглядываясь на течение болезни, я хочу добавить, что существовал  риск  проведения лечения только гомеопатическими средствами. Многие из  наших рядов (гомеопатов)  несомненно   перенаправили бы этот случай в больницу. Правда, что бы тогда произошло с мальчиком? Перед моим взором стоит случай одной дамы, которая в юности была прооперирована на оба тазобедренных сустава  и потом  мучилась всю жизнь, передвигаясь с трудом  при помощи трости. Я хотел охранить мальчика от подобной судьбы. Поэтому я решился, несмотря ни на что, прибегнуть к выжидательным методам. Из всех выбранных средств  Ацидум фосфорикум  оказался решительно лучшим средством. Он пробудил жизненную силу  и определенно подействовал  на заболевание костей. 

Такое действие могут оказать только некоторые препараты; к ним относятся  Меркурий, Силицея, Стафизагрия, Ацидум флуорикум, Мезереум. Успех лечения подтвердил правильность выбранного средства. Но только один Ацидум фосфорикум не мог  привести к излечению, судя по характеру страдания. Казалось правильным, вместо мышечных волокон вновь сформировать прочную и стойкую костную ткань.   После того, как я без всякого результата дал Кальциум фосфорикум, никаких  гомеопатических указаний на  препарат Кальция  более не было . Я не упомянул о предложенных  тугих перевязках в приведенном положении. Таким образом оставалось только одно: искать средство, воссоздающее кость. Счастливая случайность и некоторое воспоминание об одном старом назначении  перламутра  заставили меня прибегнуть к этому средству.  В Материя медика доктора Бёрике (9 издание) я нашел примечание, что перламутр особым образом воздействует на эпифизы растущих костей.

Это было все. Успех превзошел все ожидания. Мальчик прыгает как здоровый и не подозревает, в какой опасности он находился. 



← Весь выпуск