Месяц назад я побывала в удивительном и единственном в своём роде музее гомеопатии и хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Находится он в самом центре Рима, на знаменитой своими фонтанами Пьацца Навона. По специальности я врач и большую часть своей жизни прожила в Москве. Но последние несколько лет живу в вечном городе, который не перестаёт удивлять своим многоликим разнообразием. Получив задание от руководителей учебного процесса гомеопатического центра ЗдравиеПро, я договорилась о встрече с директором этого замечательного музея и отправилась в самое сердце Рима, на Пьяцца Навона, 49 (Piazza Navova 49). Одно только месторасположение не может оставить равнодушным ценителей римских красот и любителей истории. Раньше в этом помещении располагалась Итальянская Академия Гомеопатической Медицины, основанная в 1953 году «отцом» современной гомеопатии в Италии, влюблённым в своё дело врачом гомеопатом, Антонио Негро (1908–2010). А открытие музея состоялось 17 июня 2017 года усилиями его сына, тоже врача эндокринолога, гомеопата Франческо Негро.
Вид на Пьяцца Навона из окна музея
По сути, как объяснил мне доктор Негро, это единственный в мире музей гомеопатии именно в формате музея. В нем собраны поистине уникальные издания. Здесь хранятся редчайшие документы, имеющие чрезвычайную историческую ценность. Так, в музее представлены коллекции памятных монет и визиток, научные журналы с публикациями Самюэля Ганемана, книги по гомеопатической тематике, опубликованные в разные периоды времени, личные архивы выдающихся ученых, исторические материалы семьи Негро. Например, здесь собраны все оригинальные издания Органона, есть даже экземпляр с оригинальными пометками Ганемана для переиздания. Доктор показал редчайшее, самое первое издание Органона 1810 года, сказав, что не показывает его почти никому во избежание повреждения. В мире есть всего два других экземпляра этого раритета.
Одно из редких изданий, которое мне довелось увидеть, это «Журнал практической медицины» Христофа Вильгельма Гуфеланда, в котором Ганеман в 1796 году впервые описал основные принципы гомеопатии.
В отдельных шкафах собраны книги на разных языках, в которых встречаются упоминания о гомеопатии, как например, в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
Огромная коллекция наборов гомеопатических препаратов собрана в музее, на сегодняшний день их более 350. Тут есть французские, немецкие, итальянские и английские аптечки прошлых столетий. От крохотных до огромных.
Есть, к примеру, небольшой набор, который имели при себе солдаты немецкой армии в Первую Мировую войну.
А при входе в музей стоит роскошный большой ларь-аптека из чёрного дерева времён Наполеона III, инкрустированный перламутром, позолоченной латунью, медью и оловом.
Директор музея обратил моё внимание на гомеопатическую аптечку, принадлежавшую Императрице Российской империи Александре Федоровне. Этот набор препаратов английского производства был приобретен музеем на аукционе в Канаде.
Есть в музее шкатулки и кейсы с гранулами, со спиртовыми настойками, с нюхательными гомеопатическими препаратами. На фото ниже устройство тех времён для ингаляции препаратов.
Директор музея доктор Негро поделился некоторыми своими соображениями насчёт профилактики поствакцинальный осложнений, что особенно актуально сегодня. А также мы порассуждали о том какие потенции и в какой форме бы мог применять Ганеман в наши дни с учётом специфики эволюции современной жизни.
Доктор Негро написал несколько очень интересных книг, посвященных искусству гомеопатии, гомеопатии в кулинарии и т.д. Одна из книг написанная в детективном жанре, называется «Гомеопатия в детективных историях». В ней в увлекательной форме описаны криминальные случаи использования гомеопатических препаратов.
А это Библиография итальянской гомеопатической медицины.
Я осталась в совершенном восторге от посещения этого уникального музея и от общения с увлечённым энтузиастом своего дела, его директором Франческо Эудженио Негро. На прощание он передал привет всем русским приверженцам гомеопатии и пригласил посетить музей на Пьяцца Навона в Риме как только станет возможно свободно путешествовать.
Фото на прощанье на фоне портрета Ганемана кисти его супруги Мелани.
Т.М.Борисенко
14.06.2021