Мой регион:
Войти через:

Проект создания этического кодекса гомеопатов

Проект создания этического кодекса гомеопатов
23.12.2021

Вопросы медицинской этики актуальны в любые времена.

Клятва Гиппократа, пусть формализованная и многократно адаптированная по сей день произносится начинающими врачами.

Однако время ускоряется и динамично меняется, встают новые вопросы и новые вызовы, в том числе в сфере медицинской этики. И те или иные этические медицинские кодексы, созданные ранее, нуждаются в дополнении и корректировке.

Применительно к современной медицине, все более и более программы обучения в медвузах, да и вся медицинская политика диктуется фармакологическими и страховыми компаниями, и все более и более усилий приходится прилагать врачу, чтобы пробиться через многочисленные формальные препоны и добротно выполнять свой прямой врачебный долг.


Как это отражается в гомеопатической медицине.

С одной стороны, пусть она и испытывает мощное давление с самых разных сторон, однако в этических и деонтологических своих сферах гомеопатия, как и люди, ее практикующие, остаются достаточно свободными и независимыми от тотального давления фармакологических и страховых компаний. И она, в некотором смысле, продолжает нести этические общегуманистические медицинские традиции в большей мере, нежели современная медицина; медицина унификации, протоколов и доказательности.

С другой стороны, отсутствие прописанных границ, рамок и правил в сфере гомеопатии приводит к возникновению определенных этически – деонтологических проблем, не имеющих однозначной и общепринятой трактовки.


В последних номерах Российского гомеопатического журнала опубликован «Кодекс медицинский этики», составленный группой гомеопатов во главе с К.Дункамом от имени Американского института гомеопатии в 1865 году, представляющий немалый интерес и сегодня.

Равно как «Афоризмы Гуфеланда», переведенные на русский язык в середине 19 века, обретают еще большую актуальность на сегодняшний день, в период расцвета механистической и формализованной медицины.


Исходя из всего изложенного, сегодня представляется целесообразным коллективное создание современного этического кодекса гомеопатической медицины.

По-видимому, подобный документ, чтобы иметь моральную силу и этическую правомочность, должен быть создан комиссией из ряда опытных и авторитетных специалистов, поддержан основными общественными гомеопатическими организациями РФ, подписан достаточным количеством авторитетных коллег, а также иметь преимущественно ознакомительно - просветительский характер.

______________________


Основные темы и вопросы, которые, на взгляд автора, должны быть отражены в современном кодексе следующие:

- ответственность гомеопата перед пациентом

- ответственность гомеопата перед гомеопатическим сообществом

- ответственность гомеопата перед гомеопатией, как системой медицины со своей историей, практикой, традициями

- вопросы взаимодействия с коллегами, практикующими гомеопатию

- вопросы взаимодействия с врачами конвенциональной медицины


___________________


Ниже изложены некоторые соображения по отдельным вопросам.

1

Достаточно разнородные взгляды на различные вопросы гомеопатической медицины, исповедуемые различными гомеопатами или гомеопатическим направлениями, выдаются за догму, как в публичной сфере, так и в частной коммуникации с пациентами и их родственниками.

В результате агрессивная риторика из серии «кто не с нами, тот против нас», иначе говоря, «кто не разделяет наше взгляды, тот не настоящий гомеопат», или пуще того – шарлатан, может заполнять определенные зоны общественного сознания и публичные пространства. Что собственно и происходит.

В результате на прием приходит пациент, осведомленный о том, что настоящий гомеопат лишь тот, кто, скажем, ест по утрам мармеладки и ходит по нужде только в сумерках.

И врачу приходится тратить время и ресурс на работу с неадекватными ожиданиями.

Каков возможный ответ на этот вызов.


Ведь действительно, такие вопросы как одномоментное назначение единственного препарата, необходимость ожидания окончания действия лекарства, актуальность кофе как антидота, необходимость тотального опроса пациента, и широкий ряд иных вопросов, как правило, могут иметь относительно однозначный ответ.

Но они же имеют и достаточно широкий ряд исключений. Относительно очевидных для опытного гомеопата. Но являющихся крамолой в глазах гомеопата начинающего. Это неизбежные вопросы.

Обучающийся на начальных этапах овладения методом нуждается в четких схемах и инструкциях, преждевременное размытие постулатов и озвучивание исключений из тех или иных правил, мб вредно для некоторых.


Все это сложно гарантированно обеспечить в столь тонкой и нелинейной медицинской системе как гомеопатия. Это создает наличие совершенно различных моделей обучения, и крайнюю сложность или даже невозможность создания унифицированной обучающей модели.

Риск навязывания догматизма конкурирует с риском чрезмерного размытия границ и рамок.

Каждая школа преподавания гомеопатии создает свой баланс между указанными уклонениями, той или иной степени гармоничности.

Наличие ряда преподавателей с различным опытом и моделями практикования метода обеспечивают выбор для обучающегося и препятствуют развитию тех или иных форм догматизма.


Задача начинающего – постепенное создание собственного баланса.

Таким образом, если для начинающего неследование канонам (или их незнание) может означать простое невежество или непонимание, то для опытного и успешно практикующего гомеопата это может быть отражением глубинного личного опыта. То есть, ситуации глубоко различны.

Как столь непростой вопрос может быть кратко и универсально сформулирован для планируемого кодекса?

Гомеопатический метод может успешно практиковаться достаточно различными способами; опытный, давно и эффективно практикующий гомеопат вправе менять модели и выходить за рамки общепризнанных моделей гомеопатической медицины, это отражает его практический опыт. Для впервые же вступающего на стези метода таковое часто может означать самоуверенное невежество, поскольку первоначально ему следует усвоить азы и каноны метода.

 

2

В аптекарском производстве многих предыдущих веков качество и состав препаратов не могли быть надежно проверены, следовательно, большую роль играла порядочность, реноме, «слово» и авторитет аптекарей.

В 20-21 веке качество препаратов проверяется научными методами, выработаны определенные стандарты качества, играющие определяющую роль в оценке препаратов.

Специфика гомеопатических препаратов не позволяет определять их аутентичность научными методами. Точка зрения на их качество определяется совокупностью впечатления от эффекта препаратов гомеопатического сообщества и маркетинговыми усилиями производителя.

Таким образом, этическая ответственность за качество препаратов производителей гомеопатии значительно превышает таковую у фармпроизводителей современных препаратов.

 

3

В период развития информационных технологий большая часть информации может быть перенесена на флеш-дисках и иных носителях. Таким образом могут быть перенесены книги и записи видеосеминаров. Издательства и организаторы семинаров вкладывают определенные силы и ресурсы в издания, организацию семинаров, переводы.

При этом часть членов гомеопатического сообщества поддаются искушению безоплатного получения доступа к продуктам, которые стоили организаторам серьезных затрат.

С другой стороны, издательства и организаторы семинаров иногда бывают склонны выставлять высокие прайсы на книги и семинары, побуждая таким образом часть потенциальных пользователей с ограниченными финансовыми возможностями искать возможностей безоплатного или более дешевого получения необходимой информации.

Эта тема также требует определенной этической оценки и регламентации

 

4

Опыт показывает, что СМИ достаточно редко бывают позитивно расположены к гомеопатическому методу, и приглашаемые на так называемые диспуты гомеопаты, приходящие туда из самых позитивных побуждений, но не имеющие опыта публичных диспутов, крайне эффективно используются как мальчики (девочки) для битья. Нанося таким образом ощутимый вред практикуемому или методу.

Поскольку большинство передач о гомеопатии на сегодняшний день имеют заказной характер, то любое приглашение гомеопата к участию вопрос крайне неоднозначный.

Из лучших побуждений гомеопат может приносить определенный вред гомеопатии и гомеопатическому сообществу.

Этот вопрос можно пробовать решить путем создания некоего коллегиального прессцентра гомеопатического сообщества.

Текст был доложен на научно-методической конференции «Современные задачи по интеграции гомеопатического метода в Национальное здравоохранение Российской Федерации», проведенной в РУДН (Москва), 8-9 октября 2021 года


Автор: М.Ю.Ляхович


Литература:

1 Полный кодекс медицинской этики (часть1)

2 Полный кодекс медицинской этики (часть 2)
Афоризмы Гуфеланда