Мой регион:
Войти через:

Новая концепция происхождения гомеопатических психотипов на примере психотипов препаратов люэтической группы.

Новая концепция происхождения гомеопатических психотипов на примере психотипов препаратов люэтической группы.
08.04.2019

При рассмотрении темы миазматической концепции хронических болезней С.Ганемана в среде гомеопатов никогда не наблюдалось единодушия еще с момента ее создания. Ряд школ и авторов отрицали значимость концепции, считая ее «причудой престарелого мастера», другие всячески расширяли и развивали ее, внося новые элементы и понимания, различной степени ценности и надежности. Следствием этого является отсутствие единых моделей преподавания этой сложной темы в различных системах обучения гомеопатии. Рассмотрим тему на примере «люэтического миазма».

Сначала несколько слов о взглядах в гомеопатии на люэтический миазм  С точки зрения «Хронический болезней» С.Ганемана люэтический миазм – это заразное начало, по сути возбудитель заболевания сифилис, открытый позже. Последующий ряд исследователей этой темы под понятием люэтического миазма понимали уже иное, а именно, обширный конгломерат симптомов, можно сказать «похожих» на симптомы сифилиса, причем всех трех стадий.

В работах французской школы Л.Ванье введено понятие флюорического типа, который имеет глубокую аналогию с понятием люэтического отягощения, существующим в венерологии, является следствием сифилиса, перенесенным родителями, и соответствует проявлениям препарата кальциум флюорикум. Как маркеры этого типа, этой конституции описаны вполне определенные телесные и костные проявления, а также, характерные особенности пластики движения и поведенческие особенности. Эти описания имеют серьезные черты сходства с описанием некоторых форм врожденного сифилиса.
На русский зык переведено несколько компиляций проявлений люэтического миазма ряда авторов, таких как - компиляция в учебнике Келера, глава «Очерк люэтизма» в «Учебнике французской школы», а также, сводные таблицы, изданный в 90-ых годах фирмой «Атлас», с неуказанным авторством.

При их изучении можно видеть, что описанная картина исходит из двух источников, первый - симптоматология сифилиса и второй - патогенезы препаратов, которые были названы «люэтическими», то есть лечащими различные проявления люэтического миазма. Итого, пока мы можем видеть три ряда проявлений, объединяемых под понятием люэтический миазм, а именно, сифилис прижизненный, с его тремя стадиями, далее, так называемый люэтизм; ряд физиологических ситуаций, очень похожих на проявления сифилиса, однако без выявления маркеров сифилиса, и не связанных со спирохетой, а также врожденный сифилис и (или) флюорическую конституцию. Глубочайший смысл труда «Хронические заболевания» в том, что все эти состояния (за исключением уже состоявшихся врожденных проявлений) не могут быть эффективно пролечены ничем иным, помимо специфических гомеопатических препаратов люэтической группы.  Это относительно ясные положения.

Сложнее обстоят дела с интерпретацией психических симптомов этого «миазма». Обычно ментальную картину люэтического миазма описывают как набор специфических деструктивных симптомов препаратов люэтической группы. И хотя существует определенное соответствие этой симптоматологии психическим проявлениям, описанным для врожденного сифилиса, в этой теме несколько меньше ясности. Ряд авторов; Ортега, Р.Шанкаран, Мази предлагают собственные положения для освещения этой темы, частично эмпирического психологизированного, частично морально-дидактического характера. 

                                                      ---------------------------------------------------


Темой данной статьи является предложение ранее нами нигде не встреченной концепции происхождения психических симптомов люэтического миазма на основании некоторых данных современной психологии. Психика функционирует по законам, отличным от законов работы физического организма и нуждается в своем подходе и рассмотрении.

Первоначально уточним понятие гомеопатического психотипа. Психотип гомеопатического лекарства - набор психологических характеристик индивида и психических симптомов, описанный в гомеопатической литературе как характерный для определенной гомеопатической субстанции.  С одной стороны, психотип отражает специфику действия гомеопатической субстанции на психическую структуру человека, с другой, описывает определенные психические характеристики персон, чувствительных к действию этой субстанции. Описание психотипов для различных препаратов создавались несколькими поколениями гомеопатов, на основании симптомов прувингов, клинических наблюдений и определенных умозаключений.
При добавлении к характерным общим симптомам и модальностям препаратов картин психотипов были получены синтетические описания препаратов, которые в некоторых школах обозначали понятием - гомеопатические конституции. Разные школы и направления гомеопатии различным образом относились к понятию психотипов и конституций в теории и практике гомеопатической медицины; от признания их основополагающей роли в диагностике и терапии до полного их неприятия. 
По-видимому, правы обе стороны; в различных клинических ситуациях и пациентов различной чувствительности актуальными оказываются различные концепции. Могут ли эффективно назначаться препараты лишь на основании психической картины, либо определения гомеопатической конституции, это вопрос, решаемый индивидуально в каждом конкретном случае. В любом случае тема психотипов является серьезной частью гомеопатической методологии.  
Зададимся вопросом, каков механизм происхождения гомеопатических психотипов; являются ли они врожденными характеристиками, или прижизненно индуцируются теми или иными факторами? 
В гомеопатии хорошо известен и многократно эмпирически подтвержден факт развития определенных психотипов после специфических травм, разрешаемых соответствующими препаратами, такими как стафизагрия, натриум муриатикум, игнация и др.
Суть предположения,  состоит в том, что деструктивная психика препаратов люэтической группы также может иметь в своей основе специфичную психологическую травму, однако еще более деструктивную, нежели травмы вышеупомянутых препаратов. Подобно тому, как в основе развития сифилиса и люэтизма может лежит трепонема или что-то ей подобное, в основе «ментального сифилиса» может лежать специфическая разрушительная психотравма, отпечатывающаяся в глубинных структурах психики, и имеющая отражение в виде деструктивных симптомов и формировании аспектов деструктивного психотипа.

При этом, можно предположить, что специфика травмы дает определенную специфику психических проявлений и психотипа. По данным современной психологии, работающей с психической травмой, самые травматические события лежат вначале жизни человека и часто могут вытесняться из сферы сознания. По-видимому, там и следует искать соответствующие травмы. Определенными указаниями на специфику травмы, применительно к «психическим проявлениям» препаратов могут служить описанные для них в ММ и реперториумах психические симптомы. Люэс описывается как самый деструктивный разрушительный миазм, и меркурий является центральным препаратом этого миазма. Можно предположить, что ментальные деструктивные проявления меркурия производятся наиболее деструктивной травмой, с которой может иметь дело человек, а именно – нежелательная для матери беременность, возможно, неоднократные попытки абортов.

Понятно, что выживают в этой ситуации индивиды с очень высокой жизненной силой, отсюда создается впечатление высокой жизненной силы люэтических пациентов, подобно выборке людей, выживших в блокадном Ленинграде или концентрационных лагерях. Понятно, что подобную информацию получить при опросе сложно, однако некоторые клинические наблюдения подтверждают это предположение. Так же к темам, производящим ментальную картину меркурия с описанными темами врагов, убийства и пр. можно было бы отнести ситуации длительного травматического пребывания в местах лишения свободы или в районах боевых действий.

Симптомы суициальной депрессии аурума можно попробовать рассматривать как наследственный психотип, сформировавшийся у ребенка, родитель которого имел ментальный психотип меркурия. Подобно тому, как физиологический флюорический тип формируется у ребенка, родитель которого болел сифилисом.

Несколько слов применительно к препаратам фтора. Известно, что кальциум флюорикум компенсирует часть стигматов флюорической конституции. Если говорить о психизме, то в гомеопатической ММ яркая картина фтора описана для препарата ацидум флюорикум, при этом в картине присутствует ряд симптомов, описывающих деструктивное отношение к теме семьи. Можно предположить, что подтверждают определенные клинические наблюдения, что в основе формирования подобного психотипа могут лежать ситуации травматического развода в семье, с возможными судебными тяжбами, «похищением ребенка» одним из родителей, запретом на общение с одним из родителей, возможным полным исчезновением из жизни одного или обоих родителей. 

Применительно к препаратам иода; в описании психотипа есть определенные аспекты импульсивной деструктивности, с одной стороны, с другой обращают на себя внимание симптомы фекального загрязнения, что может иметь соотношение с одной из т.н. родовых матриц Станислава Грофа, имеющей отношение к процессу прохождения ребенка через родовые пути. Это позволяет предположить вероятность роли затяжных родов и возможного «застревания» в родовых путях в формировании некоторых психических аспектов иода.

Предложенные концепции позволяют обратить внимание на соответствующие препараты при наличии соответствующих фактов в биографии пациента. Столь деструктивные отпечатки, как описанные выше, скорее всего, не могут быть полностью стерты ни гомеопатическими препаратами, ни какой бы то ни было психотерапией. Подобно стигматам врожденного сифилиса или флюорического типа они остаются с человеком на протяжение всей жизни, препаратами могут быть скомпенсированы лишь те или иные последствия.

Итак, можно заключить, что сифилис, как физическая патология, и «ментальный люэс» как психический феномен имеют достаточно глубокую аналогию, отраженную в свойствах препаратов люэтической группы, в патогенезах каждого из которых есть широкий ряд, и психических, и физиологических симптомов как первого, так и второго. Именно эти два сходных, но разнородных явления формируют картину того, что гомеопаты называют «люэтическим миазмом».

Вышеописанная гипотеза позволяет сформулировать еще ряд положений, которые не могут быть доказаны, но нуждаются во внимании и дальнейшем исследовании.

1
Действие гомеопатических препаратов в психической сфере подчиняется иным закономерностям, нежели их эффект в сфере физических и общих симптомов; в некотором смысле, это другая разновидность гомеопатии, традиционные сложности в понимании и споры между различными гомеопатическими направлениями обусловлены смешиванием этих достаточно разнородных явлений

2
Психические проявления как меркурия, так и других препаратов в конкретной клинической ситуации могут как сочетаться с физическими или общими симптомами, так и быть совершенно изолированными, не требующими подтверждения для назначения в сферах общих и физических симптомов.

3
В случае наличия изолированных психических симптомов и высокой чувствительности пациента возможна частная ситуация положительного действия препаратов в сфере психики с одновременным развитием симптомов того же препарата в сфере физиологии по типу прувинга

4
Подобным образом можно пробовать рассматривать формирование и ряда других гомеопатических психотипов

5
Описанные соображения позволяют навести определенные мосты между опытом гомеопатов и опытом методов современной глубинной психологии и психотерапии, ко взаимному обогащению возможностей обоих методов в интересах пациентов.


                                                            --------------------------------------------------

Красота и сила гомеопатии в том, что вне зависимости от верности или неверности любых предлагаемых концепций гомеопат эмпирически в состоянии оказывать помощь в широчайшем ряде клинических ситуаций. Концепции же, если они соответствуют в должной мере действительности, помогают делать это несколько более осознанно и эффективно.


Автор: Ляхович М.Ю.


Литература:

1 Ганеман, С. (1992) Органон врачебного искусства, М.: Атлас.
2 Ганеман, С (1992) Хронические болезни, М. Олло
3 группа авторов (1996), Учебник французской школы  Атлас http://specialist.homeopatica.ru/library.shtml?11_content.shtml
4  Гроф, С. (2014) За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии