Мой регион:
Войти через:

Антропософия и антропософская медицина как сокровище человечества

Антропософия и антропософская медицина как сокровище человечества
01.10.2020

К 100-летию антропософской медицины в этом году. Статья, опубликованная в журнале Гомеопатической Ассоциации СПб «Гомеопатия и фитотерапия», 2020, №1 (с разрешения издателя)

АНТРОПОСОФИЯ И АНТРОПОСОФСКАЯ МЕДИЦИНА КАК СОКРОВИЩЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
То, что в настоящее время обычно дискутируется в отношении эволюционных изменений в нашей способности постигать жизнь и полноценно жить, опираясь на постигнутое, вполне может быть выражено следующим образом: наблюдается постепенный переход от мудрости, которой человечество обладало до греко-латинского периода, к знаниям, основанным на образовании, первоначально выросшим из вышеупомянутой культуры, которое, в свою очередь, стало заменяться в течение двух последних столетий нашей современной истории информацией. 1
Осознание этой тенденции отделения человека от его сопричастности к объективному бытию порождает своего рода горечь в глубинных уголках нашей души. Увидев некий взлёт естественнонаучных достижений с конца 19 века по 80-е гг. 20 века и воспользовавшись плодами цивилизации, человеческое сообщество стало тешить себя надеждой на создание “рая на Земле”. Отмечался некий прогресс и в интеллектуальной, и в культурной сферах. Но уже с 90-х гг прошлого века наряду с интенсивным ростом электронных технологий и быстрым освоением интернета, мы замечаем вхождение человечества в период явного эволюционного упадка во всех сферах жизни, и прежде всего качества самой жизни большей части населения Земли, его физического и психического здоровья, а также его когнитивных способностей. И самое печальное, отмеченное доктором физико-математических наук, профессором С.П.Капи́цей (1928-2012), помимо разрыва связей поколений (ведущего к умиранию традиционных ценностей), финансового и морального кризиса, это – резкое падение рождаемости населения планеты со 2й половины 90-х гг.2.
Тем не менее, всё же существует многообещающий фактор, дающий надежду на позитивную перспективу в сценарии нашего эволюционного развития, который стал весьма заметным в мире за последние 100 лет и находящий своё проявление в том, что мы видим сегодня как Всеобщее Антропософское Движение в большинстве европейских стран, в Британии, на Американском континенте и в Азии. Это явление за последнее столетие продемонстрировало не только свою жизнеспособность в большом количестве практических инициатив, оздоравливающих фактически все сферы нашего бытия, особенно в области медицины, педагогики, земледелия и искусства, но также совершило решающий прорыв в философии.
Философская наука, как мы знаем, со времён Аристотеля (З84-322 до н.э.), ‘отца’ формальной логики, во все времена служила основой любой другой науки.4 Учение Аристотеля от арабов попало в Испанию, и лишь затем уже в редуцированном виде пришло в Европу. Тем не менее, несмотря на это, оно до сих пор успешно служит человечеству в качестве инструмента миропознания. Аристотель был универсальным гением, мечтавшим создать систему знаний обо всём на свете. Он разделил науку на отрасли, открыл природу научных знаний и стал основоположником логики. Как основатель зоологии, он был внимательным наблюдателем поведения животных и описал около 500 различных видов. В физике он первый создал теорию динамики, которая пыталась объяснить движение различных предметов вокруг нас. Его физика имела космологический масштаб. Она была тесно связана с его представлениями о Вселенной, оказавшими огромное влияние на европейскую научную мысль в 13-18 веках.
Согласно диалектическому материализму материя претерпевает непрерывную эволюцию и её развитие проходит через различные уровни, каждый из которых приобретает новые фундаментальные принципы, не существовавшие на предыдущих уровнях. С возникновением жизни возникает проблематика живых организмов, обладающих разной степенью сознания, реакции на внешние воздействия и влияния окружающего их мира. Но до сих пор ни естественные, ни гуманитарные науки не смогли придти к пониманию того, что же собственно эволюционирует во Вселенной. Возможно, в этом и кроется причина современной драмы человечества. В своём высокомерии и предвзятости материалистически ориентированные умы 19 и 20 веков просмотрели то, что можно поистине назвать сокровищем человечества.
Несмотря на то, что в человеческом социуме существует многовековая практика назидательного вторжения в духовную сферу и в сферу науки со стороны управленческого аппарата любой государственной системы, тем не менее, в духовной жизни человечества и научной среде постоянно появляются души, через которые идёт коррекция ошибок, возникающих по вине чисто рассудочного редукционистического мышления, стремящегося лишь к реализации своего узкорационалистического круга задач и желаний.
Так же, как в 19-м веке официально признанные деятели науки прошли мимо выдающихся естественнонаучных трудов Гёте, точно так же в конце 19-го и в начале 20-го столетия они не обратили достаточно серьёзного внимания на гениальные достижения зародившейся на заре прошлого века Духовной науки – Антропософии, основанной человеком незаурядных способностей, мыслителем и учёным, которого можно смело назвать Аристотелем нашего времени – Рудольфом Штайнером.
Те, кто знаком с трудами Рудольфа Штайнера, могут по-праву поставить его в один ряд с Величайшими Посвящёнными древних культурных цивилизаций (Индии, Персии, Египта, Греции, напр.). Его собственные труды (35 работ), статьи и около 6000 лекций были недавно переизданы в Германии в 350(!) томах.
Очень скоро человечество осознает, что в 19-м веке на СЛАВЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ родился уникальный человек с ‘немецкими корнями’ (как Р.Штайнер говорил русским о себе3) – на СЛАВЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ воплотилась индивидуальность, через которую Духовный мир передал откровения о всей эволюционной перспективе развития Земли и человечества (изошедшего из вечности и, после Поворота Времён, после События на Голгофе, вновь устремлённого в вечность), духовную мудрость – Антропософию. Уже этим фактом (местом рождения Величайшего Христианского Посвящённого Земли) духовный мир показывает, для какого народа Духовная наука наиболее актуальна прежде всего, какой народ на данном этапе призван стать духовным лидером человечества и вести его к целям, предопределённым свыше.
В собственноручных трудах и своих лекциях Р. Штайнер применяет чёткую ясность здравых рассуждений, свойственную для каждого честного учёного естествоиспытателя, объективно ищущего истину: исследующего мир и свою человеческую природу. Естественнонаучные методы исследования за всю свою историю существования привнесли во всё познание определённую методическую дисциплину. С этим фактом естественнонаучного способа мышления, естественнонаучной добросовестностью, антропософская Духовная наука полностью считается. Естественная наука давно уже везде подчёркивает – и самые известные её представители это подтверждают, – что она подошла к границам своего познания. Но по ту сторону этих границ, как раз, и лежат величайшие вопросы, которые, прежде всего, затрагивают душу и дух человека. Естественная наука ведёт нас не дальше познания того, что лежит между рождением и смертью. Но к человеку с огромной силой подступают загадки, коренящиеся в глубинах всего его существа: Человек хочет знать, – что существует по ту сторону рождения и смерти; что есть вечное в его существе по отношению ко всему преходящему в нём и пребывающему во времени; в чём заключаются законы того, что мы представляем себе как судьба человека?
Базируясь на скрупулёзных духовных исследованиях, Р. Штайнер смог указать на то, что Вселенная имеет неоднородную многомерную структуру, и что интеллект человека к настоящему времени достиг своего наивысшего пика и готов к экзотерическому и эзотерическому “оплодотворению” фактами о процессах и явлениях, протекающими за границами чувственного мира, в разной степени относящимся к определённым событиям на физическом плане. Какую выгоду может современный мир извлечь из этого соединения? Огромной важности!.. Он сможет заменить нынешнюю отличительную черту человеческого познания видеть не более чем разрозненные кусочки реальности, эрудицию сегодняшнего века, на способность восприятия всех разрозненных фактов индивидуального опыта как часть целого. Поистине бесценное приобретение! То, что является отличительной чертой каждого настоящего учёного – системное мышление, всеобъемлющая мудрость, но, явно, другой, более высокой природы, охватывающая собой все уровни космического бытия. Корпус антропософских знаний опирается на чёткое мышление и полностью пригоден для задач и сопряжённых с ними требованиями нынешней эпохи.
Антропософски ориентированная наука, с одной стороны, полностью исходит из всех научных привычек современности и стоит на том, чтобы эти научные привычки современности внести в познание духовного, сверхчувственного. Дух, действующий во Вселенной, можно познать лишь духом, находящимся в нас самих. Поэтому Антропософия учит нас искусству ‘взросления’ в своём мышлении, чувствовании и волении, чтобы мы могли от земного мышления перейти к космическому мышлению, свои земные чувства и переживания поднять до божественных переживаний, свою человеческую волю пронизать/пропитать высочайшими нравственными идеалами (вечными, непреходящими ценностями – т.н. моральной интуицией).
Понимание этого, к сожалению, ещё не наступило ни на Западе, ни на Востоке: Запад лишился Бога/Христа, а Восток ещё не оценил (не нашёл) в полной мере духовный потенциал ЧЕЛОВЕКА. Осмысление этого даст прочную опору под ногами и нынешним душам/поколениям, и всем тем, кто воплотится в ближайшем будущем.
Очень скоро люди осознают масштаб оставленного нам, современникам, Величайшим Посвящённым Земли и человечества, несущим обновлённый Импульс Христа для утверждения на Земле Нового Христианства, но не как религии, а как социальнообразующего начала, как питание для обновления единого духовного социального организма, как дыхание для человечества, вечно совершенствующего силу своего сознания в ходе своего поступательного восхождения, ‘врастания’ в высшие сферы бытия Вселенной.
Христианство – это приобщение к Истинево всех аспектах – личном, социальном и космическом. «Вы познаете Истину и в познании Истины обретете свою свободу» (Ин 8:32), свободу от сил смерти и истинную бессмертную жизнь в перспективе эволюционного развития индивидуального «Я».

«Свобода означает – владеть бесконечной индивидуальностью в вечности», говорит Р.Штайнер. Для познания Истины необходимо мировоззрение Истины, и таким мировоззрением является Антропософия. В познании Истины мы освобождаемся от заблуждений, научаемся распознавать ловушки и препятствия, порождающие в нас ненависть, ложь, самомнение и все остальные пороки, разъединяющие людей.
Антропософия вооружает нас знаниями во всех областях внешнего и внутреннего мира, в котором мы пребываем. Но знания необходимы нам не для собственного удовлетворения и не для праздного развлечения ума (своего рода "духовного алкоголизма"), а для действий, преобразования мира и себя. В большинстве своём люди не хотят признавать то, что для познания им необходимо ещё развиться. Они хотели бы довольствоваться тем, чего уже достигли, или, самое большее, констатировать границы. Но таким образом истина о высших вопросах душевного существа человека не откроется. Она откроется лишь, если человек обладает интеллектуальной скромностью сказать себе: я должен идти дальше, если я хочу развить сознание сверхчувственного и познать свою принадлежность к сверхчувственному миру, я должен осознать это сверхчувственное в себе самом.
Поистине революционной заслугой Р.Штайнера в области естественных наук, с которой в ближайшее время большей части человечества ещё предстоит познакомиться, стало открытие и детальное описание особенностей 4х-членной конституциональной и 3х-членной функциональной дифференциации человеческой организации.
Знание о ритмах и фазах развития человека открывает глаза учёным на понимание проявлений Мышления, Чувствования и Воле́ния (от слова «воля») как душевно-духовных процессов, сопровождающих на протяжении всей его жизни, в т.ч. особенности их становления и развития, связанные с формированием организма человека в его первые три семилетия.
Каждый из трёх видов душевно-духовной деятельности имеет свою материальную “опору” в физическом теле. Мышление – в Нервно-Чувственной Системе (НЧС), Чувствование/ Ощуще-ния – в Ритмической Системе (РС), Воле́ние – в Системе Метаболизма и Конечностей(СМК)7.
В этой связи духовнонаучное знание помогает нам понять, почему, скажем, для гармонизации процессов нижнего полюса (СМК) лучше подходят разведения в интервале D1-D10, для Ритмической Системы – D10-D20, а для верхнего полюса – D20-D30.
Благодаря антропософскому знанию о т.н. «Я организации», «Я потокам» и гётеанистическому методу наблюдения (отдельная большая тема для объяснения), отчасти напоминающему системное научное мышление серьёзного учёного, мы способны также охватить, например, суточную динамику (т.н. циркадный ритм) физиологических процессов человеческого организма. Мы также можем, исходя из этого знания, заметить ошибки современной физиологии, допускающей сравнения процессов в организмах животного и человека. Человек, как венец природы, обладает своим индивидуальным «Я», что коренным образом отличает его от животного. Благодаря силам «Я» человек большую часть жизни проводит в вертикальном положении (прямостояние), способен членораздельно говорить, наделён самосознанием и за счёт мышления способен подниматься над инстинктами, вожделениями и страстями, коренящимися в его бренном физическом теле и земных частях его души; способен постигать мир рассудком и разумом (анализировать и обобщать), обладает исторической памятью, способен к творчеству: может шутить, изобретать, сочинять стихи, песни, музыку. Человек – всецело существо социальное: полностью зависит от его окружающей социальной среды, поэтому нуждается в подобающем воспитании и образовании. Царство же животных имеет лишь групповое «Я», пребывающее на астральном плане (тоже обширная тема, выходящая за рамки данной статьи). Поэтому на физическом плане животные ведомы инстинктами.
Так, говоря о суточных изменениях показателей крови (кислотность, уровень глюкозы, гемоглобин, напр.), концентрации желчи, желудочного сока, ферментов поджелудочной железы и в пристеночных слизистых просвета кишечника, колебаниях температуры тела – все они, по причине присутствия/деятельности сил «Я» в плоти, прямо подчинены силам солнечной активности, т.е., можно сказать, прямо синхронизированы с ними через «Я» человека. Поэтому далеко не безразлично, в какое время человек принимает ту или иную пищу, а, тем более, в каком настроении души. Разные продукты питания, принятые в разное время, могут нести организму либо кислый, либо щелочной pH эффект, т.н. напрямую влиять на микробиом человека. И это мы должны учитывать, когда курируем пациента, даём ему рекомендации по рациону питания (правильная стимуляция восстановительных/регенеративных процессов, профилактика пищевой интоксикации).
Об этом мы продолжим говорить в последующих публикациях журнала.

автор статьи Юрий Михайлович Юрченко / Семейный доктор, применяющий знания антропософской медицины в своей частной практике, Санкт-Петербург, Россия


Автор: Ю.М. Юрченко


Литература:

1. Yurchenko, Y. To be informed isn`t equal to To be educated / Y.Yurchenko // Worldwide Newsletter for Healthcare and Social Therapy inspired by Anthroposophy Medical Section School of Spiritual Science, Goetheanum, Dornach, Switzerland – 2004. – Nr. 65. – P.40
2. Капица, С.П. Очерк теории роста человечества / С.П. Капица. – М., 2009 – 120 с. (См также его статью, опубликованную на сайте электронного журнала «Сноб» от 9 июня 2012 https://snob.ru/magazine/entry/49621)
3. Штайнер, Р. О России. Из лекций разных лет / Р.Штайнер. – СПб.: Ключи, 2013 – 464 с.
4. Иванов, Е.А. Логика / Е.А. Иванов. – М., 1998 – 309 с.. Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике / Ю.В.Ивлев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 – 160 с.
5. Антропософия (англ. Anthroposophy, от греч. «antropo» - человек, «sophia» - мудрость) – Духовная наука о человеке, аккумулирующая мудрость обо всех аспектах его бытия. Называя Антропософию духовной наукой, Рудольф Штайнер хотел этим подчеркнуть тот факт, что она является наукой о духе, то есть чёткой, конкретной и точной, цельной и последовательной, проверяемой опытом и применимой практически. Ещё то отличает её от других сообщений сверхчувственного порядка, получаемых в результате внезапного "наития" или бессознательного и неуправляемого "видения" и потому часто отрывочных, туманных и противоречивых, что духовные исследования Р. Штайнера явились результатом напряжённой, целенаправленной работы в состоянии полного пробуждённого сознания.
6. Landau, R. God is my adventure / R. Landau. – London.: FAF, 1935 – P.330
(упоминая детали биографии Рудольфа Штайнера, R. Landau приводит факт “экзаменовáния” Р.Штайнера большой группой компетентных учёных-экспертов его времени, которые в результате проведённого теста вынуждены были признать, что его знания намного превосходят их собственные знания в каждой отдельной сфере науки.)
7. Vogel, H.H. Natur. Mensch. Medizin / H.H. Vogel. – Bad Boll, Germany: GmbH, 1994 – P.462